Сегодня, 12 февраля, Международный день науки и гуманизма или День Дарвина.
Праздник приурочен ко дню рождения знаменитого английского учёного-натуралиста. Чарльз Дарвин – основоположник теории естественного отбора, а также теории эволюции и происхождения человека, был ярким представителем науки 19 века, а его теория была расценена ещё при жизни учёного как научный переворот.
Набиравшие популярность в 1990-х годах в университетских кругах США идеи учреждения праздника, посвящённого Дарвину, были претворены в жизнь в 2001 году. Тогда это выглядело как регистрация двумя активистами Амандой Чесворт и Робертом Стивенсом некоммерческой организации под названием «Программа Дня Дарвина». Впоследствии был создан Фонд Международного Дня Дарвина, способствующий распространению идей дарвинизма, а также образовательных материалов, и участвующий в организационных процессах по проведению праздника и мероприятий, приуроченных к этой дате.
Международный день брачных агентств.
По некоторым данным, история брачных агентств насчитывает более 360 лет! Первая подобная контора «Бюро встреч и адресов» была открыта в Лондоне 29 сентября 1650 года. И с тех пор поиск супруга по объявлению или через службу знакомств стал весьма популярным.
Фото: 1743.ru.
78 лет назад в Приморском крае упал Сихотэ-Алинский метеорит.
Это наибольший железный метеорит, наблюдавшийся при падении и относящийся к уникальным явлениям природы. Его общая масса – около 70 тонн.
Метеорит упал в западных отрогах Сихотэ-Алиня (Приморский край РСФСР). При движении в земной атмосфере с космической скоростью он раздробился на тысячи частей и выпал железным метеоритным дождем на площади 3-х квадратных километров. Падение сопровождалось ярким болидом, наблюдавшимся в Хабаровском и Приморском краях РСФСР, в радиусе до 400 км. На пути движения болида образовался пылевой след, который был виден в течение нескольких часов. После исчезновения болида раздались удары, грохот и гул; местами ощущалось сотрясение грунта и построек.
70 лет назад советское правительство приняло решение о создании космодрома Байконур.
Это первый и крупнейший (площадь 6 717 км²) в мире космодром, расположен на территории Казахстана, недалеко от поселка Тюра-Там.
Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955 года. Строительство велось с невероятной быстротой. Уже 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе.
Именно отсюда был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос, запускались пилотируемые космические корабли серий «Восток», «Восход», «Союз», орбитальные станции серий «Салют», «Мир», межпланетные космические аппараты.
После распада СССР в начале 1990-х годов космодром отошёл Казахстану. И сегодня арендуется Россией до 2050 года.
Фото: Orsk.ru
В Орске.
Давайте заглянем в недалёкое от нас прошлое Орска.
О чём писали местные газеты несколько лет назад? В номере «Орской хроники» за 2004 год вышла большая статья о том, как строился мост через Урал.
«По инициативе главного архитектора города Калиновского шла подготовка генерального плана города на 1946-1966 годы. С технической документацией работал Супрунов. Он опять «мастерил» и, невзирая на молодость, быстро зарекомендовал себя грамотным специалистом. Уже стояла первая пятиэтажка на нынешней Комсомольской площади, за ней поднимались следующие. В основном туда селили никельщиков, которых следовало доставлять на работу и обратно.
По генплану в районе площади Гагарина трамвайные пути пересекались с железнодорожными на одном уровне. Кстати, на месте автовокзала тогда было озеро, сбоку от него - золоотвал ТЭЦ-1. Золой его и засыпали, а сверху навезли грунт...
Связь между азиатской и европейской частями Орска обеспечивал паром. Один причал для него находился в районе рынка, другой - на противоположной стороне. Сюда съезжались грузовики и подводы со всей округи, ожидая очереди. Добираться на работу и обратно становилось делом крайне хлопотным и непростым. На помощь приходили руководители предприятий, каждое из которых загодя изготавливало по катеру с мотором от автомобиля.
Самодельные суда с надписями на борту «ЮУНК», «ЮУМЗ» и другими курсировали с рассвета до позднего вечера. Пассажиры платили по 30 копеек в установленные на берегу кассы и по 12-15 человек устраивались на мокрых скамейках. Не без риска для жизни. Ширина Урала достигала полукилометра, ветер поднимал волну, немалую опасность представляли собой льдины. Существовала еще одна переправа - на Коровьем озере. Однажды опрокинувшаяся лодка утопила шестерых москвичей, командированных в Орск. Все невзгоды, связанные с наводнением, объяснялись одной причиной - отсутствием капитального моста. Однако на него денег не отпускалось, а местный бюджет подобных затрат не предусматривал.
Степан Григорьевич никакого отношения к мостам раньше не имел, поскольку обязанности начальника техотдела «Трамвайстроя» имели совершенно иной характер. Тем не менее с заданием он справился. Документы подверглись экспертизе в институте «Оренбургдорстрой», получили одобрение. Кроме того, Супрунову поручили проектирование трамвайных путей в новом направлении.
– Я сместил их немного в сторону, - вспоминает он, - чтобы не попали под топор тополя-красавцы, росшие вдоль дороги от площади Гагарина до Старого города. Главный инженер трамвайного управления Котляр проект контактных сетей взял на себя.Как и раньше, реализация задуманного легла на объекты промышленности.
Согласно техническим условиям каждая свая, обязательно пронумерованная, должна входить в дно не менее чем на 4 метра. Конец ее предварительно заострялся. Некоторые сваи пришлось оснащать металлическими наконечниками. При этом использовалась технология, широко известная испокон века. Две лодки, соединенные настилом, бросали якоря. Пара здоровенных мужиков бралась за так называемую «бабу» из прочного дерева со скобами и со всего размаха обрушивала на бревно. Их сменяли через несколько минут, чтобы процесс длился без остановки. Тем временем к берегам приближались строители трамвайного полотна и контактной линии. Кстати, диспетчерский пункт сохранился до сих пор, ряд деревянных опор - тоже.
В сентябре сооружение вошло в строй. Его автор ждал следующей весны с нескрываемой тревогой: оправдаются ли расчеты, не допущена ли где неточность? Перед очередным наводнением мост обвязали тросами, закрепив их за прибрежные деревья. Рельсы разбирать не стали, наоборот, навезли еще, положили сверху. Через две недели вода отступила, трамвайное и автомобильное движение возобновилось. Паром получил отставку.
Транспортное сообщение, пусть и ненадолго, из-за половодья все-таки прерывалось. Страдали предприятия, вынужденные задерживать отправку важных грузов. Поэтому решение Правительства СССР обеспечить Орск надежным мостом с полным правом можно назвать историческим. Не дождавшись завершения строительства каменного моста, орчане пустили трамвай по деревянному.
Фото: скриншот газеты «Орский рабочий» от 10 ноября 1954 года, «Орская хроника».
САМАЯ ШИРОКАЯ РЕКА В МИРЕ
- Проект разработали москвичи, для его осуществления в город прибыл Мостопоезд-810. Он обосновался на месте кирпичного завода, действовавшего до конца сороковых годов. Сейчас там поселок Лесоторговый, - поясняет Супрунов. - Стояла задача освоения производства 33-метровых железобетонных балок весом по 72 тонны. Такой длины они раньше не выпускались, да и технология изготовления с использованием проволоки из сверхпрочного металла по тем меркам считалась уникальной. Сначала отлили первую, испытали 50-тонной нагрузкой и только потом продукцию поставили на поток.
Уместно сказать, та река отличалась от нынешней, была и шире, и глубже, без отмелей и островов посредине. Масштабы впечатляют даже сегодня. Чтобы довезти огромные балки до Урала, понадобилась специальная железная дорога. Для каждой балки требовались три платформы. Сгружали неподъемную махину и подтаскивали к месту монтажа электрическими лебедками.
– В октябре приехали сотрудники саратовской мостоиспытательной станции, - итожит события Степан Григорьевич. - На мост загнали тридцать предварительно взвешенных БелАЗов с полными кузовами щебенки. С внутренней стороны на каждую балку расплавленным сургучом прикрепили нитку, идущую к индикатору. Зафиксированный прогиб соответствовал проектному расчету. Затем всю технику убрали. Один грузовик, разогнавшись как следует, наехал на препятствие - деревянный брусок. Так замерялась статическая нагрузка. По всем статьям выполненная работа получила положительную оценку, подтвердила надежность конструкции. В случае непредвиденного положения она выдержит железнодорожный состав.
Заглянем на несколько лет назад. О чём в этот день рассказывали местные журналисты с экрана телевизора.
Именины в этот день отмечают Василий, Владимир, Григорий, Иван, Ипполит, Максим, Пелагея, Петр, Степан, Федор, Феофил.