Фото: В Орске возрождает особняк купца Назарова, здесь будет домовый храм, ORSK.RU
Видео: Протоиерей Сергий Баранов. Официальная страница
Так проходила первая служба в особняке купца Назарова. Апрель, 2025,-23 градуса. В заброшенном доме нет отопления, вместо окон — муляжи. Десятки людей молились и верили в чудо. И оно произошло. Особняк купца Назарова, дом с удивительной историей, получил шанс на третью жизнь.
Фото: особняк купца Назарова вскрыт после длительного простоя, архив ORSK.RU, 2017
А это снимки, сделанные в 2017 году. Тогда хозяйка дома передала строение женскому монастырю Иверской иконы Божией Матери, и особняк был вскрыт после длительного застоя. Прихожан встретили руины и разруха, и ничего не говорило о его былой славе. В 1891 году здесь останавливался цесаревич Николай, будущий император Николай II. Во время своего Большого Восточного путешествия он побывал на границе с Киргиз-Кайсацкой степью, и визит в глухую орскую провинцию был событием немыслимым. В особняке цесаревич Николай принимал делегацию от всех сословий. В память о событии на доме была установлена мемориальная табличка, которую сняли в 1917 году, и с тех пор она была утрачена. После революции в доме были коммунальные квартиры, здесь жили люди. До тех пор, пока часть его не рухнула. Рядом была построена насосная станция, и одно крыло не выдержало ее вибраций. В 2017 году, когда особняк отошел епархии, удалось его законсервировать, остановив разрушение из-за текущей крыши. В марте 2025 года здание было передано Русской православной церкви всё в том же аварийном состоянии.
Отец Сергий, протоиерей, настоятель Табынского монастыряГосподь привел, потому что в такие места сам не приходишь. Во-первых, историческое значение этого места. Во-вторых, в каком состоянии я его принял. Наверное, нормальный трезвый человек сказал: «Не надо». Мы пришли на руины в буквальном смысле слова.
За четыре месяца особняк преобразился полностью. Откуда-то взялись силы, деньги, рабочие руки, помощь и поддержка.
Отец Сергий, протоиерей, настоятель Табынского монастыря— Когда четыре месяца назад у меня не было ни вдохновения, ни сил, ни вдохновения, потому что для меня был очень трудный год. Когда мне в марте передали этот дом, а я уже не в монастыре, за городом, в глухом месте, где нет прихожан, нет иконной лавки. У меня первый вопрос: «А как я могу это сделать?»— У многих такой же вопрос: «А как вы это делаете?»— На этот вопрос даже я не могу ответить. Возможно, я скажу банальную вещь, к которой никто из зрителей даже серьезно не отнесется. Но для меня, для верующего человека, это буквальное чудо.
В особняке воссоздается дореволюционная обстановка.
Фото: восстановленная часть особняка купца Назарова в Орске, ORSK.RU
Сам дизайн, детали, которые хочется рассматривать, и мебель. Она, кстати, привезена из Москвы и Питера и стояла в квартире дореволюционного священника.
Отец Сергий, протоиерей, настоятель Табынского монастыряОтчасти это безумие — мечтать о такой мебели, когда нет средств на восстановление. Просто находятся люди, которые относятся ко мне с уважением и любовью. Кто-то помогает доставить, кто-то помогает оплатить, кто-то решить технические вопросы какие-то. Через четыре месяца мы с вами тут стоим, и я констатирую чудо.
На первом этаже ещё идет ремонт. Не дошли руки и до фасада здания. Но больше всего работы во внутреннем дворике, где рухнуло целое крыло.
Фото: рухнувшее крыло в особняке купца Назарова приходится отстраивать заново, ORSK.RU
Его пришлось разбирать и строить заново.
Вообще, конечно, этот дом хранит множество тайн. Например, когда разобрали крышу, оказалось, что утеплитель полностью заполнен пробкой. Купец Назаров занимался продажей вино-водочных изделий, но где он взял столько пробки и как доставил в Орск, ведь железной дороги тогда еще не было. Или вот вопрос. Крыша полностью держалась на двенадцатиметровых балках из дуба или лиственницы, которая не росла нигде поблизости. Как их завезли в Орск в отсутствие железной дороги? Вопросов больше, чем ответов.
В этой половине дома одна стена нависала. Крышу и несущие перегородки укрепили металлическими конструкциями. Конечно, можно было не строить часть здания вообще, вкладываясь в то, что сохранилось.
Отец Сергий, протоиерей, настоятель Табынского монастыряЯ же не наказание здесь отбываю, по большому счету. Хочется для города оставить максимально свой труд на совесть. Даже не ради того, чтобы кто-то вспомнил потом там (на небесах), надо жить. Идешь иногда не как проще, а как вопреки, как нужно. Мы же так детей учим. Иногда тяжело, но нужно учиться, нужно слушаться, нужно работать.
По плану, здесь, в этой части, будут музей и камерный зал для концертов, встреч, выступлений и лекций. И вообще, сам формат особняка непривычен для нашего региона в целом — это будет домовой храм Святого Иова, который объединяет многие пласты жизни и интересов. Двери будут открыты всегда и для всех. Каждый желающий сможет зайти, помолиться, посетить музей и даже просто отдохнуть душой.
Здесь будет жизнь. И религиозная, и культурная, и философская.
Пока говорить о каких-то конкретных сроках окончания работ рано. До осени необходимо выполнить всё по максимуму. Но одно чудо уже произошло, а дальше — неисповедимы пути Господни.