Наша съемочная группа побывала в самой большой и самой суровой тюрьме России. «Черный дельфин» — сюда доставляли участников пугачевского бунта, здесь добывали соль, здесь содержались военнопленные и туберкулезники. А с 2000 года здесь отбывают пожизненное наказание маньяки, террористы, насильники, серийники. Материала оказалось так много, что его хватило бы на документальный фильм. Разобьем экскурсию на части. И первую посвятим мифам вокруг «Черного дельфина»
Миф №1. Заключённых привозят с черными пакетами на головах, передвигаются в наручниках и с повязками на глазах
Принято считать, что зэки попадают на территорию колонии «Чёрный дельфин» с черными мешками на головах: во-первых, чтобы они не запомнили путь, а во-вторых, чтобы провести их неузнанными и избежать возможного нападения со стороны родственников пострадавших.
Узнаваемая скульптурная группа у входа на территорию колонии «Черный дельфин». Фото: ORSK.RU
Но нет, никаких мешков нет и в помине. Кстати, глаза заключенным при передвижении из корпуса в корпус тоже не завязывают. Да и наручники не надевают.
Юрий Коробов, начальник ИК-6 «Черный дельфин»— Наручники не применяются уже четыре года. Они просто выходят из камер, и их ведут по секторам. И не согнутыми, а выпрямленными, руки за спину.— По камерам?— Да. Один осужденный — один сотрудник. И старший группы.
Миф №2. В «Чёрном дельфине» — только пожизненный режим
Ещё один миф — в ИК-6 отбывают наказание только маньяки, террористы и серийники. Вообще, в «Дельфине» четыре режима: особый — для пожизненно осуждённых, строгий — для тех, кого отправили сюда по тяжким статьям на определенный срок, колония-поселение и самый мягкий — исправительный центр. Первые два — на режимной территории, вторые — за ее пределами. Ежедневно на рабочее место выходят 93% заключённых, освобождение от труда — только в случае физической несостоятельности.
На режимной территории, за колючей проволокой — корпуса, где трудятся и живут заключённые пожизненно и те, кто отбывает строгой в строгом режиме, каждый их шаг контролируется. Фото: ORSK.RU
Миф №3. Из колонии регулярно пытаются сбежать
Мы побывали и в цехах и даже пообщались с заключёнными. Как живут, чем питаются, сколько получают и чем отличается быт озаключённых в каждом режиме, мы обязательно объясним и покажем в следующей серии. А пока — разбираем мифы дальше. Из колонии регулярно пытаются сбежать преступники. Последний такой случай был ещё до 2000 года, когда появился «Дельфин».
Был, но это другой вид режима, 1966 год. Осуждённые были на строгом режиме, они подкопали здесь, но еще были деревянные заборчики, их вообще еще можно было перепрыгнуть.
Ещё один момент, который ни для кого не секрет: выйти на свободу с пожизненного срока можно пока что только в теории. Но попыток много.
Юрий Коробов, начальник ИК-6 «Черный дельфин»Практика в России еще не сформирована, чтобы кого-то освобождали условно-досрочно, но в том числе и в нашем учреждении таких осужденных очень много, кто отсидел 25 лет. Мы понимаем, что 1 ноября 2000 года под расстрельной статьей даже были те, кого помиловал Борис Николаевич (Ельцин) в свое время. И даже с 1989 один отбывает наказание, более 30 лет. Естественно, они подавали, но пока суд не принимал положительного решения, чтобы отпустить таких людей в общество на свободу.
Миф №4. Скульпутру «Чёрный дельфин» на входе придумал серийник Криштопа
Интересно, сколько легенд существует вокруг самого символа ИК, по которому так легко и безошибочно можно вычислить объект. Статую фотографируют туристы, её изображение используют в сувенирной индустрии Соль-Илецка, о ней слагают песни. Но две статуи на входе — этот не тот самый оргинал, из-за которого ИК-6 получила свое неформальное названиею. Настоящий, самый первый дельфин находится внутри, на режимной территории.

Оригинал скульптуры «Чёрный дельфин» на внутренней территории колонии. Фото: ORSK.RU
Существует устойчивое мнение, что автор легендарной скульптурной композиции — серийник Владимир Криштопа, который получил максимальный срок — 25 лет за два убийства и изнасилования. Год он провел в «Черном дельфине», затем был этапирован в колонию Свердловской области, а после в Алтайский край. Он освободился в 2020-м и вступил в ряды ВСУ. Но никакого отношения к статуе Криштопа не имеет.
Юрий Коробов, начальник ИК-6 «Черный дельфин»Это абсолютная сказка, Криштопа ничего не делал. Идея в любом случае не его была. Почему эта история зашла, где-то кому-то он что-то сказал вот так журналистам. Здесь есть у нас председатель совета ветеранов - Владимир Александрович Этманов, бывший начальник ИК-6, который первый этап осужденных принимал, и при нем эти дельфины, откуда это название «Черный дельфин», как раз идея была его, с его личным составом, как-то украсить этот фасад режимного корпуса и поставить двух дельфинов. Какие-то осужденные делали эту статую, даже фамилии их никто не вспомнит. Тогда и осужденных пожизненно не было, тогда был особый режим для осужденных, больных открытой формой туберкулеза. Это совсем другая история.
И самое главное удивление — условия отбывания наказания. Ни крыс, ни тараканов, ни сырых стен, ни сухпайка и баланды тут нет. Но это уже совсем другая история, а точнее, следующая серия.
Несколько кадров изнутри, подробности — в следующей части. Фото: ORSK.RU









