Про тюрьму «Черный дельфин» сняты десятки фильмов, написаны сотни статей, сложены песни. Можно делать вид, что то, что происходит в колонии посреди маленького курортного города, никому не интересно, и нет нужды рассказывать, как коротают остаток жизни ее страшные обитатели. Но тех, кому любопытно заглянуть за толстые стены с колючей проволокой, всегда больше. Как устроен быт в самой жуткой тюрьме особого режима России — читайте в нашем материале.
Как живут заключенные пожизненно
Гулкие коридоры, металлические двери с решетками, в камерах для заключеннвх пожизненно ни одного человека. Все на работе. А трудятся они по Трудовому кодексу, 8 часов в день, с выходными и отпусками. Но эти перерывы не в радость — если заключенный не работает, то почти всё время проводит в камере.
На особом режиме заключённые, которые не работают, проводят в камерах 22 часа в сутки, фото ORSK.RU
Условия в камерах аскетичные: металлические кровати, закрепленные на полу, стол для приёма пищи, в каждом помещении — видеофиксация, отдельный приватный туалет. Лежать на кроватях в дневное время запрещено, на них только спят: в 22:00 отбой, в 6 утра — подъем. Никакого круглосуточного яркого света в комнатах уже нет: есть дневной и ночной режимы освещения. Прятать лицо от камер запрещено в любое время суток.
Единственное место, где можно побыть в одиночестве на особом режиме — туалет, фото: ORSK.RU
Вопреки расхожему мнению, камер-одиночек в «Черном дельфине» нет. Здесь сидят по двое, по трое, по пятеро. Могут проживать и по одному человеку, если того требуют обстоятельства. Логичный вопрос — а как подбираются сокамерники? Оказывается, не по статьям, не по возрасту, не по регионам, а по психологической совместимости. Их расселяют по комнатам после беседы со специалистами. Они все подчиняются единым правилам: работа, зарядка, уборка. К слову об уборке: туалет начищен до блеска, на поверхностях — ни одной лишней вещи. Есть и просмотр телевизора — по распорядку. Правда, выбора, что бы посмотреть вечером перед сном, у постояльцев корпуса для пожизненно заключенных нет. Смотри, что показывают. Как правило, это новости, правильные фильмы, воспитательные ролики, а на Новый год — обращение начальника колонии.
Юрий Коробов, начальник ИК-6 «Черный дельфин»Есть кабельное телевидение, согласно распорядку дня мы разрабатываем программу телепередач на неделю. И по распорядку дня заключенный просматривает. Включаем через дежурную часть.
На строгом режиме — свои порядки
А вот помещение, где проживают заключённые на строгом режиме — осуждённые не пожизненно, а на разные сроки, от 1 года до 10 лет.
На строгом режиме в «Черном дельфине» тожеустановлены камеры по всему периметру, фото: ORSK.RU
У них условия жизни чуть мягче. Кровати в два ряда, но уже не металлические. На стенах — сплит-системы.
Юрий Коробов, начальник ИК-6 «Черный дельфин»Двухъярусные кровати, схема заправки спального места по уставному образцу. Убрали панцирную сетку, поставили плиту здесь, бордюр приварили. Немножко модернизировали, осужденным это очень удобно. Матрасы не съезжают, никто не падает.
Если соседей-пожизненников подбирают психологи, то на строгом режиме — место указывают. Выбора, сверху спать или снизу, с кем рядом находиться — нет.
Юрий Коробов, начальник ИК-6 «Черный дельфин»Нет, назначает начальник отряда, кто где будет лежать, чтобы не делегировать полномочия спецконтингенту, чтобы не было конфликтных ситуаций. Начальник отряда сказал: «Здесь будешь лежать», значит, здесь.
И снова заглянем в санузел, на этот раз в общий. Тут чистейшие зеркала, новый кафель, начищенные писсуары и инсталляции.

Оцените чистоту в общем туалете на строгом режиме в «Черном дельфине», фото: ORSK.RU
За порядок отвечает уборщик общих помещений — это штатная должность среди заключённых. А кто еще кем работает, сколько получает и как тратит деньги — мы расскажем в следующей части.
Чем кормят в «Черном дельфине»
Обновлённая кухня с вытяжкой. Здесь также работают штатные единицы из числа заключённых на строгом режиме.
Никаких посторонних запахов, никакой сырости, хотя готовят на 800 человек. Объёмы большие. Качество приготовления, поверьте мне, очень хорошее. Всё согласно меню раскладки.
На один приём пищи — 50 литров борща. Плюс горячее, овощи и компот. Почти всю продукцию, молочку, мясо, хлеб «Чёрный дельфин» заготавливает самостоятельно.
Обед в «Черном дельфине»: борщ, гарнир, мясо, салат, компот, фото: ORSK.RU
Но в общей столовой питаются только те, кто на строгом режиме или в колонии-поселении. На особом режиме трёхразовое питание организовано на месте пребывания.
Юрий Коробов, начальник ИК-6 «Черный дельфин»— Внесли изменения в законодательство, могут на рабочем месте принимать пищу. Потому что, представьте, 400 человек надо отвести в жилой сектор, потом назад. Это трудоёмкий процесс, порядка двух часов занимает, и столько же времени, чтоб вернуться.— То есть тут прямо и принимают?— Сюда приходит строгий режим, и под присмотром сотрудников раздают пищу.
Помимо общего стола, заключённые могут купить себе в местном магазинчике продукты. Естественно, кроме алкоголя и прочей запрещенки. Наша съёмочная группа пообщалась между перемещениями по колонии с двумя заключёнными на строгом режиме — оба с маленькими сроками и большими выводами.
— Вы здесь на строгом?— Да.— По какой статье?— По ст. 264 прим. 1 — пьяное вождение.— Сколько вы уже здесь?— Приехал в апреле. В апреле домой. Буду ровно год.— Ну, наверное, вам хватит на всю жизнь.— Да, после этой командировки мне хватит. Хочу передать всем автомобилистам, чтоб с пьяными глазами за руль не садились. Это очень жестокое наказание. Лучше дома, тихо, мирно.— Сделала выводы, что всё, что я сделал, — об этом сожалею. Большие выводы сделал. Будем стараться не совершать подобные действия.— Как вам условия в целом?— В данном учреждении условия замечательные. Заработная плата, быт, столовая, режим, сотрудники. Всё на уровне.
Отдых: прогулки, книги, аквариум, молитвы
Мы с вами прекрасно понимаем, что замечательными условиями строгий и особый режимы можно назвать с натяжечкой. Тут есть ремонт, новая мебель, питание, трудоустройство. Но при этом лишение основных свобод — строгий контроль за каждым шагом и словом, жизнь по жесткому режиму, полная изоляция от внешнего мира, никакого самоволия, отдых — книги, телевизор, редкие свидания, прогулки. На особом режиме заключённые практически не видят неба, даже на прогулке, это закрытое со всех сторон помещение. Из окон на крыше видны соседние дома, город и жизнь.
Съемочная группа НАД помещением для прогулок в «Черном дельфине», фото: ORSK.RU
— Люди не жалуются?— Нет. Понятно, что сигнализация срабатывает, но все понимают, что испокон веков это учреждение тут стояло. Государственная федеральная земля, режимные требования никто не отменял.
И даже на церковных службах заключённые находятся в клетках. В небольшой часовне проходят исповеди, молебны и даже обряды венчания.
— И пожизненники женятся?— Да. У нас была ситуация, одна женщина, католичка, отреклась от католичества, приняла христианство, зарегистрировала официальный брак с ним. Сейчас уже не ездит, лет 6.
У этой часовни отдельная интересная история — её расписал один из пожизненно заключённых, который совершил тяжкое преступление за две недели до своего совершеннолетия.
Чаще всего в ходатайстве на УДО заключённые пишут, что пришли к Богу и молитвам, фото: ORSK.RU
Говорят, он закончил работу в молельной комнате за одну ночь. Но глядя на тщательно проработанные детали, верится с трудом.
Вот он взял кисть здесь первый раз в руки. Двое, благословенные на иконопись нашими владыками, имеют право.
На строгом режиме постояльцы могут позволить себе больше развлечений — один только аквариум с рыбками в комнате для культурно-массовых мероприятий чего стоит. Ещё всем без исключения можно читать книги. В библиотечном фонде «Дельфина» примерно 10 тысяч единиц. Некоторые библиофилы из спецконтингента уже изучили всю литературу и берут книги по второму разу.

В «Черном дельфине» поневоле становятся некурящими начитанными трезвенниками, фото: ORSK.RU
Читают фантастику, исторические романы, детективы, классику, научную литературу — тут и Дин Кунц, и Карлос Кастанеда, и Блаватская, и Достоевский. И конечно, Уголовный кодекс РФ. Но все эти книги проходят тщательную проверку на предмет сомнительных сцен.
Свидания: краткосрочные и длительные
И, конечно, особенно ждут заключённые свиданий с близкими людьми. Когда они приезжают — это настоящий праздник. Комната для краткосрочных свиданий выглядит так, как показывают в кино. С одной стороны стекла — осуждённый, с другой — гость, они разговаривают по телефону.
В комнате для краткорочных свиданий можно провести не более 4 часов, фото: ORSK.RU
Долгосрочные свидания в «Дельфине» допускаются раз в год, длительность — трое суток. К ним можно сразу присоединить законные четыре часа в переговорной. Такие случаи были, но они, скорее, исключение из правил. Многие родственники отказываются от членов семьи после того, как те попадают на пожизненное.
Один раз в год ИК-6 разрешены трёхдневные свидания, фото: ORSK.RU
И тут можно было бы на секунду пожалеть заключённых, если не вспоминать, что за их спинами — огромное кладбище загубленных жизней. И с особого режима не возвращался ещё никто.
Первая часть репортажа о «Черном дельфине», в котором развенчаны самые распространённые мифы — ТУТ. Если вы хотите посмотреть сюжет из колонии — то он вашему вниманию ниже.
































